Уважаемые участники XIX регионального этнокультурного конкурса
детей и взрослых «Через прошлое к будущему»
В этом году церемония награждения участников конкурса не проводится.
Награды по итогам конкурса можно получить в течение апреля 2024,
начиная с 12 апреля, в Доме детского творчества «Центральный»,
понедельник - суббота, с 9.00 до 18.00
(ул. Каменская, 82, 1 этаж, вахта, тел. 2-245-245).
В начале апреля 2024 года подведены итоги XIX регионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему», целью которого являлось содействие поиску и распространению лучшего опыта этнокультурного воспитания детей и подростков в условиях семьи, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Среди задач конкурса: нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков на основе приобщения их к традиционным ценностям российской культуры; формирование у обучающихся различных возрастных групп высокого культурно-художественного вкуса и чувства сопричастности с творческим опытом предшествующих поколений; совершенствование принципов и путей этнокультурного воспитания детей и подростков в современной городской и сельской культурно-воспитательной среде
Учредителями и организаторами конкурса выступили МБУДО Дом детского творчества «Центральный», Новосибирский городской благотворительный общественный фонд развития Дома творчества, АНО ДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, кафедра педагогики, воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО.
В конкурсе приняли участие 29 образовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области, города Томска, в том числе: 21 учреждение дополнительного образования: ДДТ им. Гайдара Детского (подросткового) центра «Юность», ДДТ «Первомайский», ДДТ «Центральный», ДДТ им. А.И. Ефремова, ЦДО «Лад», ЦДТ «Со-дружество», ЦДТ Советского района, ЦВР «Галактика», ЦДО «Алые паруса», «ЦВР «Пашинский», ДДТ «Мастер», ДШИ «Весна», ДДТ Доволенского района, ДДТ Куйбышевского района, ЦДО Искитимского района, ДДТ Кыштовского района, ДДТ Чулымского района, ЦДТ Татарского района, Маслянинская детская школа искусств, Центр Сибирского фольклора г. Томск, Дом детства и юношества «Факел» г. Томск; 7 общеобразовательных учреждений: СОШ № 153, СОШ 34, Лицей № 12, СОШ № 211, Колыванская СОШ № 1, Доволенская СОШ № 2 им. С.И. Лазарева, СОШ №10 г. Куйбышева и 1 дошкольное образовательное учреждение: детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок».
Всего на конкурс было подано 226 заявок от 237 участников, 148 из которых - дети, подростки, молодежь 6-18 лет и 89 человек - управленцы, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, воспитатели, представители родительской общественности.
Наибольшее количество работ было представлено в номинации «Народное творчество: современный педагогический взгляд» направление «Конкурс детских творческих работ «Подмастерье традиционной культуры», минимальное от 1 до 4 в Конкурсе «Мастер традиционной культуры в сфере хореографического, вокального и театрального творчества», «Конкурсе научно-исследовательской деятельности педагогических работников (включая родителей)», номинации «Образование и традиционная культура» направления «К вершинам мастерства» и «Региональное краеведение и культурная идентичность».
В состав жюри конкурса вошли Боровиков Л.И., к.п.н, профессор кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, председатель жюри, Беляев В.И., профессор кафедры изобразительного искусства ИИ НГПУ, Тащёва Н.Е., к.п.н., доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ИИ НГПУ, Байтуганов В.И., старший преподаватель кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Института культуры и молодежной политики НГПУ, Кривова Е.Б., Галямина Г.И., Назарова Л.В., педагогические работники МБУДО ДДТ «Центральный», победители конкурса прошлых лет. Жюри оценивало работы по следующим критериям: соответствие целям и задачам конкурса; актуальность, новизна, творческая направленность; глубина представленного содержания; уровень сложности, проявление фантазии и творческий подход, практическая значимость, самостоятельность, оригинальность; культура оформления. Обязательным условием при оценивании конкурсных работ являлась проверка на уникальность представленных материалов.
По итогам конкурса жюри отметило в качестве положительных моментов:
- представление на конкурс работ, в которых приоритет отдается профессионально грамотно интерпретируемой проектной деятельности, позволяющей мотивировать учащихся на достижение успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации;
- обновление содержания осваиваемой культурно-образовательной деятельности за счёт освоения новых интересных техник декоративно-прикладного искусства;
- попытка показа творческих достижений, обучающихся за последние 2-3 года обучения в динамике;
- умелое применение современных подходов к процессу обучения учащихся традиционным направлениям декоративно- прикладного творчества;
- повышение общей культуры оформления пакета конкурсных материалов, в том числе с использованием ИКТ и др.
В то же время, жюри при оценке работ указало на ряд негативных моментов:
- уникальность текстов части конкурсных работ (проекты, исследования) не превышает 50%;
- в номинации «Образование и традиционная культура» не всегда изложена авторская исследовательская гипотеза, зачастую отсутствует убедительное обоснование авторских методов, широта понятийного аппарата заслоняет сущность решаемой педагогической проблемы, не позволяет фиксировать реалии организуемого педагогического процесса; выдвигаемые в работах цели часто оказываются менее масштабными, чем вытекающие из них задачи; зачастую отсутствует чёткое описание используемого механизма отслеживания результатов, а сформулированные авторами цели и задачи, не всегда поддаются педагогической диагностике; отдельные работы представляют «кальку» имеющихся в Интернете образцов;
- в номинации «Народное творчество: современный педагогический взгляд» направление «Мастер традиционной культуры по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству» представленный конкурсный материал не сопровождается необходимыми методическими комментариями; у отдельных конкурсантов отсутствуют фотографии не менее трех авторских работ по ДПИ или изобразительному искусству;
- в номинации «Народное творчество: современный педагогический взгляд» направление «Конкурс детских творческих работ «Подмастерье традиционной культуры не всегда представлены авторские творческие работы, используются копии, ранее опубликованные в различных источниках, работ; не соблюдаются специфические требования к конкурсным фотографиям, предъявляемым в заочной форме (не продуманы ракурс и фон, имеются блики, практически не передается объем, наглядно не раскрывается действительная сложность техники и т.д.); невысокая сложность отдельных представленных работ не соответствует возрасту участников конкурса;
- в номинации «Опытно-исследовательская деятельность в области традиционной культуры» конкурс «Учебно- исследовательской деятельности учащихся» цели и задачи детских проектов составлены либо «от лица педагога», либо очень масштабны, не соответствуют возрасту участников конкурса; недостоверность или сознательное искажение представляемого исторического материала, зачастую взятого из интернет-источников, а не научных трудов;
- в части текстов конкурсных материалов встречаются орфографические ошибки;
- рядом авторов неправильно осуществлён выбор конкурсной номинации.
По итогам конкурса 20 работ отмечены Большой медалью памяти профессора М.Н. Мельникова, Малой медалью памяти профессора М.Н. Мельникова – 43 работы, дипломами лауреата удостоены 68 работ, дипломами 1 степени - 53 работы, 34 работы – дипломами 2 степени, 8 работ - дипломами 3 степени.