В рамках выставки образовательных организаций, литературы и оборудования для учебного процесса в Новосибирске «Учебная Сибирь -2020» проведен XVI региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое к будущему», организаторами которого выступили Дом детского творчества «Центральный», кафедра педагогики и психологии НИПКиПРО, ООО «Сибирская выставочная компания», Новосибирский городской благотворительный общественный фонд развития Дома творчества.
На конкурс в 2020 году подано 375 заявок от 470 участников из 69 образовательных организаций, в том числе 24 общеобразовательных, 20 дошкольных образовательных и 25 учреждений дополнительного образования гг. Новосибирска, Барнаула, Томска, Северска, Куйбышева, Искитима, Татарска, Барабинска, р.п. Колывань, Довольное, Кыштовка.
Жюри конкурса, в состав которого вошли представители НИПКиПРО, Института искусств НГПУ, НГПУ, ДДТ «Центральный» оценивало работы по следующим критериям: соответствие целям и задачам конкурса; актуальность, новизна, творческая направленность; глубина представленного содержания; уровень сложности, практическая значимость, самостоятельность, оригинальность избранного подхода; культура оформления.
По итогам конкурса 53 работы отмечено Большой медалью памяти профессора М.Н. Мельникова, 89 - Малой медалью памяти профессора М.Н. Мельникова.
В качестве положительных моментов жюри отметило:
- появление большего числа работ, в которых приоритет отдается профессионально грамотно интерпретируемой проектной деятельности;
- большее число авторских работ, меньше процент плагиата;
- попытка показа творческих достижений обучающихся в динамике за несколько лет обучения;
- умелое применение современных подходов к процессу обучения учащихся традиционным направлениям декоративно- прикладного творчества;
- включение в предмет непосредственного методико-дидактического осмысления совместного творчества детей и родителей;
- уместное использование ИКТ при оформлении конкурсных материалов;
- повышение общей культуры оформления пакета конкурсных материалов.
В то же время, жюри обращает внимание участников конкурса на ряд негативных моментов:
- не всегда название работы в полной мере соответствует действительному её содержанию;
- выдвигаемые цели зачастую оказываются менее масштабными, чем вытекающие из них задачи, не всегда поддаются педагогической диагностике;
- сформулированы «высокие пафосные задачи», которые необходимо переводить на язык практической психологии;
- цели и задачи детских проектов составлены «от лица педагога»;
- отсутствие аннотаций к проекту, вводных методических комментариев и критериев оценки результативности
- представленные результаты не структурированы как системное явление;
- избыточность общевоспитательных утверждений, зачастую взятых из педагогической литературы;
- термины, применяемые в ходе первоначального целеполагания, в дальнейшем ни разу не используются в тексте;
- хаотически выстроенный терминологический аппарат не всегда соотносится с фактами практического педагогического опыта;
- несоответствие содержания отдельных конкурсных работ возрасту детей;
- неправильно осуществлён выбор конкурсной номинации и даже самого конкурса;
- отсутствует условие конкурса - наличие электронного варианта текста, что затрудняет проверку на плагиат.
В 2021 году планируем провести XVII региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое к будущему». И мы приглашаем учащихся руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных организаций представить инновационные идеи своего опыта, практические навыки освоения общеобразовательных общеразвивающих программ, интересные учебные исследования в области традиционной культуры. |