17 марта 2022 года состоялось открытое занятие педагога высшей квалификационной категории Шадымовой И.А. по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Остров детства» по обучению вокально-хоровому пению учащихся Дома детского творчества «Центральный» 7-14 лет.
Открытое занятие проводилось по теме: «Развитие основных вокально-хоровых навыков у детей 1 года обучения» с учащимися группы 12 на базе Лицея №12. Возраст детей 7-8 лет. Присутствовало на занятии 18 человек.
Цель занятия: развитие основных вокальных навыков у детей младшего школьного возраста
Задачи:
Образовательные:
• освоение репертуара;
• закрепление пройденного материала;
• отработка исполнения песни с движениями.
Развивающие:
• формирование у учащихся понятий: певческая установка, дыхание, регистры, звуковедение, артикуляция;
• развитие потребности в творческом самовыражении.
Воспитательные:
• воспитание у детей самостоятельности в работе, умения работать в группе, терпения, трудолюбия, любви к вокальному искусству, развития основ музыкальной грамотности.
Это теория. Возможно, у кого-нибудь возникнет вопрос: как же за одно занятие можно решить такие задачи? Но, спросить это может только человек, который не видел ни одного открытого занятия Ирины Александровны. Попав в вокально-хоровой класс, дети сразу погружаются в мир музыки, в настоящее волшебное царство. Конечно, такая атмосфера выстраивается не за одно занятие. Это огромная работа педагога, который чуть-чуть приоткрывает закулисье для тех, кто заинтересован.
Любое открытое занятие Ирины Александровны – это живой, динамичный и завораживающий процесс. Завораживаются не только посетители. Дети, как по мановению волшебной палочки быстро переключаются с одного задания на другое, не уставая, играючи. Педагог достигает такого эффекта и сменой методов (беседа, практический, объяснение, упражнение, показ, соревнования), и выверенной структурой занятия, и тщательным подбором содержания, и технологиями обучения в целом.
Не хочется пересказывать все моменты данного занятия, оно сопровождается технологической картой, с которой можно ознакомиться в методическом кабинете Дома детского творчества «Центральный».
Но, не могу не отметить организаторские способности Ирины Александровны и умение правильно подобрать «язык» общения со школьниками 7-8 лет. Понятно, что они еще совсем дети. Многое их может отвлекать от запланированного педагогом действия на занятии. Мимоходом, в игре, не нарушая хода занятия все личные отвлекающие вещи учащихся отправляются к змее (игрушка), обитающей в хоровом классе, на временную охрану. Вернет их змея только после окончания занятия. Во время разминки педагог успевает подойти к каждому участнику занятия, убедиться, что упражнение выполняется правильно. И в образно-игровой форме внести коррективы, если это необходимо.
За время занятия Ирине Александровне с ребятами удалось поработать над двумя музыкальными произведениями из концертного репертуара. Отработав вокальные моменты в классе, в конце занятия они перешли в хореографический зал для постановки движений.
Получилось не занятие, а целый спектакль чудесного взаимодействия педагога с учащимися, в результате которого прямо на глазах возникал настоящий концертный номер. Вроде все, что происходило на занятии, было доступно для понимания. Но, у меня остался вопрос: почему абсолютно все дети поющие, ведь принимают их в вокально-хоровую студию без специального отбора, без прослушивания. Как педагогу удается научить всех детей петь? Разве это не волшебство?