Советы психолога

Советы психолога

 

Как обеспечить информационно-психологическую безопасность учащихся?

 

Начиная с самых древних времен человек стремился защититься от опасностей, угрожающих его жизни, здоровью, благополучию. Мир менялся, проблемы, связанные с безопасностью, усложнялись. В информационном обществе четко обозначилась проблема информационно-психологической безопасности личности, особенно применительно к детям.

 

Современный ребенок живет в мире постоянно увеличивающихся темпов роста информации. Ученые продолжают спорить о периодах удвоения информации, доводя их до полугода. Изменились формы и методы распространения информации. Главная роль теперь принадлежит глобальным сетям. В Интернете на ребенка оказывать влияние может любой человек, политическая партия, группы людей, организации; нет никаких ограничений по территории влияния, времени. Средства влияния и возможности виртуального воздействия постоянно усиливаются и усложняются.

 

Всероссийское исследование «Дети России онлайн», проведенное в 2010–2011 гг. Фондом развития Интернета совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным институтом развития образования МОН РФ, охватившее 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей из одиннадцати разных регионов России, выявило более рискованное и, следовательно, более беззащитное поведение российских школьников в Интернете, нежели у их сверстников, живущих в развитых европейских странах. Среди особенностей использования интернет-технологий можно обозначить следующие:

 

— дети в России начинают впервые выходить в Глобальную сеть в возрасте 8–10 лет;

— большинство российских детей выходят в Сеть самостоятельно (около 80% детей), родители их практически не контролируют;

— дети часто встречают опасный контент (например, почти треть опрошенных детей сталкивались за последний год с сексуальными изображениями в Интернете);

— не все родители достаточно осведомлены о существующих рисках в Интернете и способах защиты от них, многие зачастую недооценивают проблему безопасности.

 

Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. С одной стороны, постоянно увеличиваются возможности для творческой и интересной жизни, саморазвития, с другой стороны, информационные потоки так огромны, что ребенок не всегда успевает обработать и запомнить даже полезную информацию. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию. Информационные перегрузки приводят многих людей, в том числе и детей, к стрессам, депрессиям.

 

Именно поэтому важно обеспечить несовершеннолетним информационно-психологическую безопасность, которая трактуется специалистами как «состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адаптивной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [2, с.6].

 

Тему информационно-психологической безопасности можно поднимать на классных часах, на родительских собраниях. Но, кроме бесед и лекций, важно учить детей жить в современном мире информационно-коммуникационных технологий как во время учебы, так и во время отдыха, занятий своим хобби, общения. Совместно с родителями учащихся и учителями-предметниками, классным руководителем школьный психолог может принимать активное участие в развитии культуры информационно-психологической безопасности детей и взрослых.

 

Хорошим подспорьем для педагогов будут методические материалы, предлагаемые экспертами. Многие компании IT-сектора самостоятельно вырабатывают рекомендации по безопасной работе в Интернете, предназначенные как для взрослых, так и специально для детей. Можно порекомендовать такие из них, как:

 

 

 

 

 

  • Центр безопасного Интернета в России. Советы детям, подросткам, взрослым — http://www.saferunet.ru/

 

 

Специализированные организации, занимающиеся проблемами безопасности, также предлагают свои советы и конкретную психологическую и информационную помощь.

Например: Как защититься от интернет-угроз. Памятка для школьников, учителей, родителей. Национальный узел интернет-безопасности в России и Общественная палата РФ. — http://www.yar-edudep.ru/userfi les/user/fi le/1270470934_memorandum.pdf

 

Линия помощи «Дети онлайн»: 8-800-25-000-15. Предлагается психологическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью по телефону. Консультирование родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. Организаторы проекта — Фонд «Дружественный Рунет» и Фонд развития Интернета.

 

Проект Фонда развития Интернета — проект «Дети онлайн» — http://detionline.com/

 

Проект «Хулиганам. Нет» — Проект Национального узла интернет-безопасности России, направленный против киберунижений и психологического насилия в Сети — http://www.huliganam.net

 

Рекомендации МВД России http://www.mvd.ru/userfi les/broshyura_k_01_02_2012.pdf

Сайт Этика.ru создан Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) для пользователей Рунета, которые хотят работать в этичной, корректной и безопасной среде и готовы участвовать в создании такой среды, — http://www.etika.ru/

 

В том случае, когда есть необходимость изучения и подготовки теоретических материалов, рекомендуем обращаться к результатам исследований ученых, активно занимающихся поиском решения проблемы информационно-психологической безопасности учащихся. В России созданы проблемные лаборатории, кафедры, факультеты, издаются специализированные научные журналы, защищаются диссертации по данной проблематике. Интересные результаты получены в таких центрах, как:

 

Кафедра теории безопасности Московского психолого-социального университета, г. Москва — http://www.mpsu.ru/science

 

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая безопасность в образовании» — структурное подразделение Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии МГППУ, г. Москва — http://www.mgppu.ru/science/Center2/RasdelStryktyri/NIL_Psix_Besop_v_Obrasov.php

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург — http://www.herzen.spb.ru/main/nauka/1297769731/1236931492/1325064480/

 

Факультет безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург — http://fbg.uspu.ru

 

Фондом развития Интернета с 2009 года издается специализированный журнал «Дети в информационном обществе». Научную поддержку оказывает факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральный институт развития образования МОН РФ. Журнал находится в открытом доступе по адресу: http://detionline.com/journal/numbers/10

 

Предполагаем, что в ближайшие годы будет усиливаться внимание к информационно-психологической безопасности детей со стороны государства. Об этом свидетельствуют активное создание нормативно-правовой базы, современные тенденции в развитии системы образования.

 

 

 

Так, приняты федеральные законы: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г., «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. В 2011 году1 сентября по инициативе уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова, поддержанной Д.А. Медведевым, впервые в школах России был проведен День медиабезопасности.

Таким образом, актуальность проблемы информационно-психологической безопасности учащихся обусловлена трансформацией информационно-коммуникационного пространства в конце XX — начале XXI века. Максимальное обеспечение безопасности школьников в данной сфере возможно при взаимодействии государства, общества, семьи и при непосредственном участии самого учащегося в процессе регуляции своей жизнедеятельности и обеспечении собственной безопасности. Поиск путей решения проблемы информационно-психологической безопасности необходимо осуществлять в рамках серьезных междисциплинарных исследований и экспериментальной работы на государственном уровне. Тем не менее в арсенале психологов уже сейчас имеется немало возможностей для обеспечения безопасности учащихся.

 

Авторы:

СЕРГЕЙ АНОХИН

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой ОТД

НАТАЛЬЯ АНОХИНА

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и управления

Стерлитамакский филиал

Башкирского государственного университета


 

 

Источник: Методические журнал для педагогов-психологов

"Школьный психолог" №10(505)

Дата последнего обновления страницы 01.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»